Обзор альтернативных методик образования

Содержание:
1. Резюме.
2. Отличие предлагаемой программы начального обучения от стандартной школьной.
3. Основоположники школы раннего развития.
4. Глен Доман.

Отзывы.
Детский психолог Лена Данилова.
5. Сесиль Лупан.
6. Синити Судзуки.
7. Масару Ибука.
8. Мария Монтессори.
9. Развивающая программа по методу Монтессори.
10. Хазрат Инайят Хан.
11. Вальдорфская педагогика.
12. Разное.
Романова Галина Борисовна, 1935 года рождения, москвичка. В 1964 г. окончила Московский авиационный институт по специальности радиоинженер и до 1980 г. работала в области приборостроения.
В 1977г. заинтересовалась проблемой воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и 2 года занималась в Народном университете педагогических знаний Никитина Б.П., под руководством В.Р.Хилтунена. В 1980 г. оставила изначальную профессиональную деятельность в пользу своего увлечения и устроилась работать в малокомплектную начальную школу в деревне Чернево, Можайского р-на. Работа в школе подтолкнула меня к активному поиску наиболее целесообразных методов обучения. Первые годы работы принесли и новые открытия, которые я начала воплощать в жизнь. Результаты окрылили меня, и я начала разрабатывать методику начального обучения детей на новых принципах.
С 1982 г. и по настоящее время я имела большую частную практику, подготавливая детей к школе и выравнивая успеваемость у отстающих и проблемных школьников. Кроме того, в 90-х годах, я имела возможность отрабатывать свою методику в различных школьных учреждениях Москвы, в частной гимназии, созданной на базе детского сада; вела кружок "домашнее обучение".
За 25 лет работы и поисков в области педагогики у меня сложились свои методы преподавания. Впервые я опубликовала свои методики под названием "Школа домашнего обучения" в четырёх номерах журнала "Интегральная педагогика и жизнь" (ВНИИТЦ при Министерстве науки и техники РФ).

В настоящее время я могу предложить гибкую систему обучения и воспитания детей по расширенной программе, но при этом в укороченные сроки и с минимальной нагрузкой
Все методики основаны на личном опыте, на личном экспериментальном подборе форм общения с детьми.

ОСНОВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОТ СТАНДАРТНОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
1. Работа с детьми, в первую очередь, включает в себя развитие интереса к окружающему миру, и только на базе этого интереса ведётся дальнейшее обучение.
2. Не традиционна методика обучения чтению. Новый принцип позволяет значительно быстрее, легче и качественнее освоить этот процесс.
3. В обучении основам грамматики видоизменена последовательность преподнесения материала, с точки зрения целесообразности, что позволило сократить сроки, отведённые на познание основ. Также, видоизменён принцип работы со словарными словами. Необходимость создания новой методики возникла по причине затянутости процесса освоения основ грамматики и неудовлетворительной грамотности учащихся, получающих знания на базе существующей программы.
4. Обучение основам математики начинается с позиционного счёта - заучиваются определённые позиции пальцев, что облегчает, в дальнейшем, освоение счёта в пределах десяти. Далее, так же, как и в русском языке, видоизменена последовательность познания основ с целью более углублённого осмысления проводимых операций. Имеются некоторые видоизменения в приёмах счёта и решения задач, без формального заучивания этих приёмов.
5. Занятия по расширению кругозора сильно отличаются от программ по природоведению, ОБЖ, москвоведению и пр. Создание новой программы было продиктовано необходимостью удовлетворения потребности ребёнка в широком спектре информации, и, в первую очередь, в информации, позволяющей осознать себя в пространстве и во времени.
Эти занятия начинаются с первых дней обучения, знакомя детей с ориентацией в пространстве, с временными понятиями, начиная с времён года, с глобусом, с картами, а, значит, знакомство с мерами длины; знакомство с животным и растительным миром нашей планеты, с явлениями природы и многое другое.
6. Занятия целесообразно проводить 5 - 6 дней в неделю по 1.5 - 2 часа. Без домашних заданий. Занятия можно проводить в один приём, но можно в два и более приёмов, по целесообразности.
7. Каждый день должен быть спланирован так, чтобы, в случае длительного занятия (1,5 - 2 часа), предметы преподносились не дискретно, а комплексно, во взаимном проникновении, с краткими отвлечениями на физические и психологические разгрузки. (Ребёнок до семи лет лучше воспринимает информацию, если она даётся "калейдоскопически" или "в струю").
Проведённое таким образом двухчасовое занятие, как показывает опыт, не переутомляет ребёнка и даёт хорошие результаты по усвоению материала.

Методический материал представлен в виде четырёх сборников поурочного обучения:
1. Обучение чтению, письму и основам грамматики.
2. Обучение основам математики.
3. "Расширение кругозора".
4. "Разминка" и "беседы".
Предусмотрен отдельный материал для учителя, в виде приложений, расположенный также поурочно.

Деление материала по дням является весьма условным. В зависимости от возможностей учеников, можно на определённые темы отводить больше, или меньше времени. Желательно только сохранять последовательность в работе по каждому отдельно взятому предмету.
Начинать обучение ребёнка нужно как можно раньше, ориентируясь на его интерес к познанию. По крайней мере, достаточно бегло читающий ребёнок в четыре года - это норма.
К сожалению, а может быть и к счастью, я не была знакома с разработками авторов других методик и школ, кроме традиционной, протест против которой и подтолкнул меня на этот долгий путь.
И только теперь, получив доступ к Интернету, я смогла познакомиться, как с различными классическими школами обучения, так и с другими авторскими методиками. Теперь, с высоты своего опыта, и на базе отзывов об этих школах, мне уже легче оценить достоинства и недостатки различных подходов, и отличительные особенности своей программы. Поэтому, прежде чем я более подробно расскажу Вам о своих разработках, хочу познакомить Вас с наиболее популярными методиками других авторов, являющихся основоположниками ШКОЛЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ, и с их основными идеями.
Существенный интерес представляют три различных, но в то же время дополняющих друг друга направления развития детей:
1. Школа раннего развития американского нейрохирурга Глена Домана, 60-е годы ХХв, революционную идею которого можно выразить так: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.
2. Школа Марии Монтессори Начало ХХв. Мария Монтессори - 1-ая женщина-врач Италии. Девиз Монтессори-педагогики - "Помоги мне сделать это самому!".
3. Вальдорфская школа. Основоположник - немецкий философ Рудольф Штайнер, 1861-1925гг. Программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний.
Комбинации этих трёх направлений дали множество других школ.

Глен Доман
В послевоенные годы в Филадельфии (США) молодой врач-нейрохирург Глен Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать "резервные" клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом - слова, картинки. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, дети начинали двигаться и говорить.
Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения.
Таким образом, стимулируя зрение, Доман добивался активизации деятельности мозга в целом.
Также, Глен Доман со своей командой обнаружил, что человеческий мозг может не только развиваться стремительными темпами, но и восстанавливаться, если его используют по полной программе.
Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей. Впоследствии, в 60-х годах ХХ-го века Доманом был основан "Институт ускоренного развития ребенка" (BBI), где и была в окончательном виде выработана программа обучения малышей.
Выводы, к которым Доман вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом:
1. Мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает.
2. Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

В первую очередь у ребёнка развивается двигательный интеллект.
Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он разработал целую систему физического развития ребенка, и рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами.
Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. <="" span="">
По наблюдениям Глена Домана, дети, которых пеленали, в большинстве своем более апатичны.
Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Умом Доман называет - продукт мышления, который зависит от развитости мозговых структур.
Первым условием для проявления ума, наряду с двигательной активностью, является способность распознавать составные элементы окружающего мира (то, что Доман называет "факты").
Вторым - способность запоминать эти факты.
Третьим - умение вновь отыскать их в памяти (тем самым эти знания могут быть использованы).
Четвертым - способность вывести из фактов законы, которые ими управляют, и использовать эти законы для решения различных задач.
Пятым условием для проявления ума является умение комбинировать факты и законы таким образом, чтобы на их основе открывать новые.

Итак, в основе мыслительного процесса лежат факты. Следовательно, в первую очередь, нужно познакомить ребенка с большим количеством "фактов".
Именно эта потребность у ребёнка и проявляется особенно ярко в первые годы жизни.
Методика Домана строится на возможно раннем (желательно с рождения) предъявлении детям т.н. "битов информации" - серий карточек по различным областям знаний (карточки с точками для формирования представлений о числах, выраженных в количестве; написанные слова, картинки с изображением исторических деятелей, животных и т.д.). Карточки нужно предъявлять несколько раз в день. Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10 секунд.

Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга.
Проведенные исследования Домана убедительно доказывают, что в период от рождения до трех лет мозг развивается с удивительной быстротой, а значит умственные возможности в данном возрасте уникальны.
Согласно современным исследованиям, к трём годам, развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. После трех лет рост мозга существенно замедляется, и растет до семи - семи с половиной лет, после чего этот рост, практически, прекращается.
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост, ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.
Если грамотно организовать процесс, любой ребенок в период активного роста мозга с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
Все человеческие знания, по Доману, подразделяются на десять отраслей:
1. Биология
2. История
3. География
4. Музыка
5. Искусство
6. Математика
7. Физиология человека
8. Прикладные науки
9. Языки
10. Литература

Эти отрасли, в свою очередь, делятся на категории. Каждая категория включает наибольшее количество элементов, которые можно отыскать. На белых карточках размером 30*30 см даются изображения этих предметов (фотографии, рисунки и т.д.).
Ребенок приходит в мир, как ученый, со своей портативной мини-лабораторией: пятью чувствами. Если какой-то предмет попадает ему в руки, он его рассматривает, щупает, нюхает, пробует на вкус и слушает, какой шум он может производить; затем, пользуясь своими огромными аналитическими возможностями, пытается его разобрать и даже сломать, чтобы понять, как он сделан. Если после этого быстрого исследования предмет оказывается недостойной основой для фантазии, он забрасывает его подальше и полностью утрачивает к нему интерес.
Именно таким способом, нисколько не уступающим самым серьезным методикам ученых, малыш решает самую трудную задачу в своей жизни: он обучается родному языку. Овладевая родным языком, ребенок не только должен запомнить десятки тысяч слов и сотни управляющих ими правил, но и воспринять само понятие абстрактного языка. Все прочее должно показаться ему сущей ерундой. А мы вовсе не считаем это подвигом, не боимся перегрузить его мозг чрезмерным многословием. Мы хохочем, когда он проявляет свои потрясающие аналитические способности и умение делать выводы. Однако именно так объясняется стремление ребенка к словотворчеству, ведь он говорит слова, которых никогда не слышал: "я возьмил", "я отлез".
Он получил фактический материал и сам выводит правило. Ему остается лишь узнать, что существуют исключения из правил!
По мнению Домана, лингвистические способности - врожденная функция человеческого мозга.
Когда вы это поймете, то вместо того, чтобы смотреть на лепечущего карапуза, как на человеческую личинку, вы увидите в нем студента, готовящего свою докторскую диссертацию. Не более и не менее!
Однако после первой эйфории от подобного открытия вы начинаете осознавать весь груз ответственности, который ложится на ваши плечи. Всем известно, что ребенок будет говорить так, как говорят вокруг него. За первым лепетом ребёнка скрывается систематический анализ вашей речи. В зависимости от окружения он будет выражаться языком изысканным и отточенным, либо образным, перемежающимся жаргонными словечками, либо, наконец, языком примитивным и грубым.
Глен Доман считает, что когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.
Готовность к чтению, счёту и др. созидается в детях, а если не созидается - случайно или с какой-то целью - она не появится вообще.
Надо помнить, что "свято место пусто не бывает". Поскольку у ребёнка есть потребность познания, то лучше предоставить ему качественную пищу для ума.

Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности, - идеальное время, чтобы развить музыкальность. Слушание музыки должно начаться при рождении, а формальное обучение - в 3-4 года, хотя, на самом деле, поздно не бывает никогда.
Музыка. Оказывается, для того чтобы обучать своего ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо лишь горячо желать, чтобы ребенку привилась любовь к музыке, а также располагать пластинками, музыкальным словарем и не фальшивящим ксилофоном. Даже у маленького ребенка можно развить музыкальный слух. Для этого ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты.
Можно научить ребёнка читать ноты таким же образом, как обучают родному языку. Но самое главное - надо петь. Даже если вы поете фальшиво, ребенок это очень быстро поймет благодаря ксилофону и пластинкам. Самое главное, чтобы он видел, что музыка доставляет родителям удовольствие. Придумайте куплеты, пусть самые примитивные, чтобы показать ему, что это несложно!

Математические способности - также неотъемлемые функции человеческого мозга.
Доман считает, что фактическим материалом в математике являются числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, причём, изначально данные в образах и только потом, в символах.

Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого.
Карточки следует менять очень быстро, оказывается, малыш лучше "фотографирует" быстро движущиеся слова и образы.
Калейдоскопический метод подачи информации основан на том же эффекте.

Если ребёнок, вдруг, утрачивает интерес к информации, это скорее всего объясняется тем, что вы очень медлительны. И уж во всяком случае, если ребенок или родитель при этом не испытывают искренней радости, надо немедленно прекратить занятия. Лучше ничего не делать, чем заставлять младенца скучать.
Если малыша, как утверждает Доман, заинтересовать чтением или математикой не так легко, то при занятиях различными областями искусства наблюдается обратная картина - ребенок начинает интересоваться этим мгновенно. Самое главное, нужно выбирать картины, изображающие достаточно живые сцены, и показывать их малышу в быстром темпе. Когда он захочет рассматривать картины подольше, то взрослый должен обратить его внимание на занимательные детали и сопоставить их с тем, что ребенок уже знает. При этом всегда нужно отбирать у малыша картинки как можно скорее, чтобы ему потом захотелось посмотреть их еще.

ОТЗЫВЫ:
"Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка)".
Сесиль Лупан.

Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.
Юлия Клейменова
Источник: http://www.baby74.ru
Мамам о детях. Выпуск 15

Минусы:
Если посмотреть на методику в целом, сразу становится понятно, что в чистом виде ее применять невозможно. Да и "подводных камней" хранит она в себе немало.

Во-первых, родителям надо быть готовыми погрузиться в эту методику с головой. В том числе и финансово. Для начала им надо пройти занятия для родителей в специальных домановских центрах. Затем - регулярно покупать обучающие наборы (которые, кстати, выпускают эти же центры). Далее - матери в течение дня около 30 раз надо будет подходить к ребенку на 5-10 сек с единственной целью - пообучать его с помощью карточек.

Во-вторых, в методике Глена Домана ребенок - некий компьютер, который грузят информацией. От него требуется только запоминать. Ну и ползать, естественно, или ходить, или выполнять специальные домановские упражнения. Только упражнения. Игры и игрушки - отменяются. Доман в своих работах отмечает, что игры и игрушки крайне неполезны для ребенка, потому что отнимают у него время на обучение и познание.
Грубо говоря, методика Домана очень ограничивает коммуникативные навыки ребенка, лишает его многих проявлений чувственной сферы, не говоря уже о творческой составляющей. Ребенку даже вопросов задавать не положено.

Третья опасность: ребенок привыкает к текстам, сопровождаемым картинкам. Если для американской культуры комикс - обычное дело, то в основе русской культуры лежит чтение, хотя последние годы, к сожалению, очень настойчиво прививается американский стиль.

Кроме того, познавая материал только на карточках, ребенок не может познавать его вживую. При слове апельсин он не сможет почувствовать или вспомнить его кисло-сладкий вкус. При слове мама - не почувствует нежности (только дежурный поцелуй и объятия, которые Доман рекомендует матери после каждого занятия - в виде поощрения ребенка).
И как ему объяснить потом такие понятия, как "дружба" и др.?

Доман предлагает уже в трех - четырехмесячном возрасте ставить малыша на ножки и побуждать к ползанию, без учёта того, что ребенок пойдет или поползет сам только тогда, когда у него для этого будет готов позвоночник и мышцы спины.

Кроме того, Доман является противником пеленания ребенка - однако врачами доказано, что ребенок, который в утробе находился в несколько скрюченном состоянии, очень трудно привыкает к тому, что скрюченным находиться не надо. Для того и служит пеленание, чтобы в первое время снять этот самый шок "расширенного пространства".
Что же делать? Рекомендация практически та же, что и по другим системам - взять самое лучшее, а остальное делать так, как подскажет сердце, вернее, как подскажет ваш ребенок. Принцип "называй и показывай" - хорош. Однако к этому надо добавить еще и принцип Монтессори: дай пощупать, попробовать на вкус, понюхать, поиграть.
Мама и педагог Анна:

Дорогие психологи, а главное, мамы - ну кто же вам не дает возможности показать карточку, потом найти этот предмет, потрогать его, нарисовать, слепить? Проблема в наших головах! Для гармоничного развития малыша нужно брать лучшее из всех методик и формировать свою - ведь ваш малыш уникален и неповторим!!!

***

Из отзывов:

Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и, тем самым, даем ему возможность хоть частично утолить пылающую в нем жажду знаний об окружающем мире.

***

Сесиль Лупан:

Каждый раз, собираясь приступить с ребенком к занятию чем-то новым, выбирайте такой момент (лучше как можно скорее после его рождения), когда вы почувствуете наиболее заинтересованную его реакцию. Ведь чем меньше ребенок, тем труднее ему показать вам, что он понимает то, о чем вы с ним говорите.

***

Детский психолог Лена Данилова:

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на принципе: "Ребёнок и его окружение". И границы информации должны расширяться в зависимости от возраста ребёнка.

Если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

Не забивайте ребёнку голову бесполезной информацией, которая даёт только излишнюю нагрузку на мозг. Примером такой информации могут служить: многочисленные, особенно импортные мультики, не дающие ничего душе и мыслям ребёнка; комиксы, книги малоизвестных и совсем неизвестных авторов, повествующие о разноцветных зверюшках, разных Бумчиках и Кляксах; разрозненные энциклопедические знания, не имеющие продолжения. То есть, если вы потом не сможете пользоваться этой информацией или развивать её в дальнейшем обучении, то лучше пока её не давать, ведь у вас так много ещё информации, без которой нельзя двигаться дальше.
Старайтесь давать не разрозненную информацию, то есть не отдельные факты, а системно организованную информацию.
Давайте информацию с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях.
***

Задачи, которые вы ставите перед собой в процессе обучения, должны быть сопоставимы с возрастом, физическим состоянием и учитывать потребности самого ребёнка.

В Институте УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (BBI) по программе Домана прошли обучение десятки тысяч детей.
Для родителей были организованы семинары с целью подготовки "профессиональных родителей", а также заочный курс BBI, чтобы отвечать на письма тех, кто в различных странах применяет метод BBI.
Глен Доман автор книг: "Как научить вашего ребенка читать", "Как обучить вашего ребенка математике", "Гармоничное развитие ребенка", "Как дать вашему ребенку энциклопедические знания" и других.

Но если глубже познакомиться с методиками обучения по системе Домана, то приходишь к выводу, и это подтверждается многими теми, кто пытался освоить эту систему со своими детьми, что при всей огромной значимости открытий, сделанных Гленом Доманом, методики его излишне интенсивны и требуют адаптации.

Любая методика часто претерпевает различные изменения, дополнения, чаще всего родители используют для развития своих малышей комбинированные способы обучения, синтез разных методик и авторских программ.
Но есть принципы, о которых говорил Доман и которые всегда остаются неизменными.
Первый и основной: "Запомните, что самая лучшая методика - та, которая устраивает и Вас и ребёнка. Главное - не техника, а душа, которую вы сумеете в нее вдохнуть. Если ваш ребенок, да и вы сами не находите в этом искренней радости, прервите занятия на неделю, если надо - на месяц, на год, навсегда. Но ни в коем случае не делайте ничего, что могло бы вызвать скуку у вашего ребенка или было бы для вас тяжелой обязанностью".
Второй принцип - систематичность. Заниматься нужно регулярно, иначе того результата, на который вы рассчитываете, можно не получить.
Третий принцип - скорость подачи материала. Если ребенок устал, если ребенку становиться скучно, значит вы преподносите информацию слишком медленно. И о каком удовольствии тогда может идти речь?
Стимулирование развития своего ребенка - это всегда беспроигрышная ставка! Если только ребенок при этом получает удовольствие (как бы плохо вы ни делали свое дело), он обязательно извлечет из этого пользу.
"Обязательно доверяйте своему ребенку. Никогда не обманывайте малыша. Выполняйте все данные ему обещания. Поддерживайте его начинания. Исправляя ошибки, никогда не допускайте неприятных комментариев, а при каждом правильном ответе не забывайте похвалить. Прекращайте занятия до того, как он устанет. Уроки можно проводить только тогда, когда у него хорошее настроение и когда он здоров. Будьте постоянно готовы изменить свое решение. Всегда отвечайте на его вопросы. Если вы чего-либо не знаете, не бойтесь в этом признаться и покажите ребенку, где вы будете искать ответ. Высказывайте свое мнение, старайтесь всегда обосновывать его. Сделайте так, чтобы приобретение новых знаний стало для вашего младенца заслуженной наградой".
Глена Домана говорит, что "сумасшедшие блондинки" (так он называет экстравертных и восторженных матерей) гораздо легче добиваются успеха у своих детей, чем спокойные интеллектуалки.
Это подтверждает важность для ребёнка эмоционального окрашивания информации.
Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, "даже больше, чем есть конфеты"; но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был "недокормлен" и вставал из-за "стола знаний" с ощущением постоянного "голода", чтобы ему все время хотелось "еще".
Ни в коем случае не следует поощрять ребенка сладостями: он обучается быстро, и вы рискуете нанести большой вред здоровью малыша. А главное, какое это жалкое и мелочное вознаграждение по сравнению с уважением и любовью!

"С чего начать?"
Если ребенку еще не исполнился год, лучше всего начать с "кусочков интеллекта" и математики, если он постарше - попробуйте приступить к чтению. Но главное, начинайте с того, что вам больше всего нравится, в чем вы чувствуете себя уверенно.
Если мозг ребенка не был натренирован интеллектуальной деятельностью в течение первых лет жизни, ему очень трудно будет достигнуть высокого уровня понимания, особенно при зачастую просто отталкивающих методах школьного обучения.
Доман говорит: Его задача - формирование личности, способной вступить в жизнь с отточенным оружием и получить от нее максимум радостей, имея достаточный талант, чтобы их почувствовать.
философия, которую Доман выражает цитатой из Ходдинга Картера: "Есть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крылья".

Сессиль Лупан, француженка, мать троих детей, в своей книге "Поверь в свое дитя" рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из этой системы действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать её элементы с другими методиками раннего развития.
В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только своих детей, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется. Она более индивидуально подбирает методы обучения.
Любой читатель, подготовленный или начинающий, найдет в книге Лупан массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.
Мне очень близки методы этой замечательной женщины. Многие выводы, к которым она пришла, на сто процентов совпадают с теми, к которым пришла и я сама, и что интересно - в те же самые годы (80-е годы).

Сессиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет выступала на бельгийской сцене, где имела большой успех.
В 1981 году С. Лупан отправляется в США, где преподает актерское мастерство. В этот же период она становится матерью.
В 1983 году она летит в Филадельфию в институт УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, возглавляемого Гленом Доманом на 50-ти часовой семинар, организованный с целью подготовки "профессиональных родителей".
Этот семинар совершенно изменил её жизнь. Она открывает для себя завораживающий мир раннего "обучения" и развития детей, и с тех пор целиком посвящает себя этой деятельности.
В настоящее время Сесиль Лупан живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле- и радиопередачах, воспитывает детей...
Делясь в своей книге своими "секретами", С.Лупан облекает их в форму ярко написанного практического руководства. Цель книги - дать советы родителям, желающим открыть мир для своего ребенка с самого раннего детства.
Её принципы очень просты:
1. Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;
2. Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
3. Необходимо удовлетворять любознательность малыша в тот момент, когда она у него проявляется. Ведь жажда открытий, присущая детскому мозгу в определенное время, совпадает с легкостью усвоения, которая затем исчезает.
Из-за того, что не удовлетворяется любознательность, в нашем обществе больше всего скучают малыши в возрасте от полутора до трех лет.
4. Любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Сесиль Лупан предлагает свою систему подачи материала по истории и литературе; классические занятия Домана чтением и математикой она заменяет довольно забавным алфавитом, где для каждой буквы выдумывается картинка, предлагаются игровые занятия математикой.
Если вы приняли решение заниматься с ребенком, то помните, что плаванье ничуть не хуже бега, а живопись не менее полноценна, чем музыка. Передавайте ребенку то, что вы любите и умеете сами. Только не выполняйте ничего буквально: все дети разные, и мы разные, не давите на ребенка, а если совершаете ошибки, то не отчаивайтесь и не бросайте занятий.
Если ребенку меньше трех лет, остановитесь сначала на одной какой-нибудь детали, а затем понемножку добавляйте следующие. У детей все время должно быть ощущение, что вы сообщаете им нечто удивительное, почти невероятное. Не бойтесь употреблять непонятные ребенку термины (например, "управлять государством", "захватить власть"). Возможно, чтобы понять эти слова, малышу потребуются годы, но для этого он должен их постоянно слышать.

На третьем году жизни ребенок становится восприимчивым к более длинным текстам, причем у него появляются свои любимые песни. Вы должны это поощрять, каждый раз сначала спрашивая, что он хотел бы услышать, а потом уже подбирая обучающие песни.
В возрасте три-четыре года, ребенок начинает полностью осмысленно отвечать вам, и между вами и малышом возникает настоящий диалог, позволяющий что-то сравнивать, устанавливать какие-то соответствия, определять причину и следствие. Это именно тот момент, когда процесс чтения становится свободным, восприятие времени - действительностью, понятие "количество" обретает реальность.
Но это совершенно не означает, что существует возраст, в котором начинать заниматься с ребенком уже поздно.
Прежде всего, нужно познакомить малыша с понятием времени. А дальше - история самого ребёнка, дальше его родителей, прародителей, страны, Земли, и лучше в ритмах: в стихах, в песнях.
Зоология и ботаника - предметы, которые для малышей, безусловно, наиболее интересны.
Живопись - любимый предмет почти всех детей.
Хорошо иметь, например, открытки с животными, с растениями, с природными особенностями различных регионов в различное время года, с портретами исторических персонажей и с изображением исторических сцен. Такие пособия помогают ребенку фиксировать в памяти имена и события.
Непременным условием для вас должно стать то, что каждый раз, говоря о каком-нибудь композиторе, художнике, ученом, известном человеке или важном событии, нужно определить его место в истории. И географическое расположение.
Помните, что знание истории и географии может принести Вам и ребёнку большое удовлетворение, ведь это захватывающие темы. А если школьные преподаватели вызвали у Вас лишь отвращение к этим предметам, значит, они в нем ничего не понимали. Не надо допускать, чтобы и Ваш ребёнок оставался искалеченным подобным образованием.
Ребёнок может с 2-3 лет изучать (перенимать) одновременно два и даже три языка. Но при этом не следует "перепрыгивать" без конца с одного языка на другой. Желательно, чтобы на разных языках говорили разные члены семьи, либо одни и те же люди, но в различное время дня, а момент перехода с одного языка на другой сопровождался объяснением - своеобразным ритуалом, что сейчас будут говорить на другом языке. При этом обязательно нужно называть на этом языке, например, разные части тела, которые ребенок уже хорошо знает.

Естественно, что успехи малыша будут пропорциональны тому, что произносят в его присутствии. Ведь ребенок, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на разных языках, никогда не может развиваться так же успешно, как малыш, с которым подолгу разговаривают, знакомят с окружающим миром, рассказывают сказки и поют песенки.

Мало понятно тем не менее чрезвычайно важно учесть такое явление: дети очень любят заучивать слова, смысла которых они поначалу не понимают. Ребята повторяют их с любовью и удовольствием, коллекционируют их, как белка, прячущая свои орешки про запас. (В возрасте 1г 7мес. Галя обожала повторять разные "сложные" слова, казавшиеся ей магическими).
Понимание не должно предшествовать познанию. Как можно понимать то, чего не знаешь? Что же касается перегрузки ребенка, то не взрослым об этом судить! Вот я чувствую, что какое-то понятие их заинтересовало. Я с жаром начинаю им объяснять, но часто делаю это слишком горячо и даю детям гораздо больше информации, чем они в состоянии воспринять. И сразу же вижу потерю интереса.
Ребенок делает свой выбор, он хочет сам разобраться в той информации, которая на него обрушивается. То, что в состоянии понять, он использует, если же он чего-то не понимает, то накапливает это и при случае старается как-то разобраться.
Тот, кто с самого рождения своего младенца, смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, - такой человек уже сделал главное. Очень важно понять это, прежде чем идти дальше.
Малыш считает нас всемогущими и очень важно не разубедить его в этом. Важно самим продолжать совершенствоваться. Природа требует, чтобы мы были образцами для наших детей, поэтому мы и предлагаем им наше видение мира. Но ещё лучше сделать их своими единомышленниками.

Но не формируем ли мы таким образом совершенно не приспособленных к обществу личностей изолированных от среды?
Что ощущает ребенок, знающий больше остальных? Как будет чувствовать он себя в школе? Не станет ли ему там скучно?
Интересно послушать тех, кто получил "особое образование", они хорошо знают, через что прошли.
"Я научила свою дочь читать еще до школы. … Ей нравилось идти немного впереди, тогда она лучше усваивала уроки в классе".
"Когда даешь своим детям подобное воспитание, то нужно при этом быть очень спокойным. Ты сеешь, и то, что должно взойти, взойдет! Не нужно ничего ждать, просто учи, рассказывай и проявляй свой интерес...".
"Я выучила своего сына дома очень многому. В шесть лет он сказал мне, что хочет идти в школу. Но, к сожалению, он попал в руки очень посредственной учительницы, которая не могла допустить и мысли, что мальчик уже умеет читать. Она заставляла его разбирать по слогам, "как все остальные", маленькие тексты, лишенные смысла. … Он сопротивлялся изо всех сил. И однажды, сам пошел к директору школы, объяснил ему, что уже умеет читать, и сказал, что не понимает, почему учительница заставляет его читать бессмысленные фразы. Мы были поражены его зрелостью, даже учительница после разговора с директором изменила свою манеру общения с детьми".
Как вообще относиться к школе? Глен Доман уверенно утверждает, что, следуя его системе, можно подготовить учеников к поступлению в университет в возрасте 12-14 лет. Но нужно ли это? Стремление к раннему развитию любой ценой, с моей точки зрения, просто опасно. Мой идеал - дать своим детям техническое образование, столь необходимое в конце XX века, а также воспитание, включающее в себя то, что было популярно лет двести назад: широкое знание культуры, так как только оно может помочь обрести собственное видение мира.
После долгих колебаний - нужно ли, чтобы ребенок избежал школьной тягомотины, заставлять его перескочить через класс, я сказала себе, что бороться против враждебной системы было бы опасно. Малыш может от этого только пострадать. И вообще, должна ли семья заменять школу или только дополнять ее? Ведь ребенок, перескочив через класс, будет вынужден заниматься более напряженно, а у того, кто идет в ногу со школьной программой, останется гораздо больше времени на знакомство с окружающим миром и приобретение различных знаний.
К сожалению, в школьном образовании полно пробелов, которые очень трудно восполнить в более старшем возрасте, поэтому лучше по-хорошему договориться с учителями и добиться для ребенка более свободного режима: хорошо успевающий ученик может посещать школу не каждый день!
Но ведь совершенно очевидно, что, чем шире вы открываете мир своему ребенку в период до его шести лет, тем больше внимания нужно уделять ему после поступления в школу. Не для того, чтобы самоутверждаться через него, а для того, чтобы не лишать его вашей поддержки.
Начав познавать мир, ребёнок не должен терять темпа этого познания, и это ложится большой ответственностью на родителей.
Малыш должен безбоязненно встречать трудности; дело родителей следить за тем, чтобы они формировали, а не разрушали личность.
Необходимо, что ребенок учился создавать для себя кусочек внутренней свободы, которая поможет ему уберечься как от стандарта школы, так и от пагубного влияния телевидения и "специфической юношеской культуры". Я недавно прочла журнал для подростков, представляющий собой образцовый пример оглупления, от которого наших детей нужно просто охранять и показывать детям масштаб истинных ценностей, который предостерег бы их от этого.
Надо постоянно представлять себе, что было сделано и что нет за данный отрезок времени. Наиболее подходящим базовым временным периодом мне кажется неделя. Необходимо составить расписание занятий, которые вы бы хотели проводить со своим ребенком один или несколько раз в неделю. Такая программа, разумеется, не всегда будет выдерживаться, поскольку обязательно надо оставлять время на непредвиденные обстоятельства и не помещать ребенка в слишком жесткие рамки. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, "с максимальной пользой". Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.
Не забывайте: гораздо эффективнее, чем ежедневные собственно "уроки", вашего ребенка формирует вся совокупность различных знаний, полученных им в повседневной жизни.
Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них истинного удовольствия и не движется вперед, прекратите уроки на несколько недель или даже месяцев. Не впадайте в отчаяние, это совершенно нормально. Нужно время, чтобы знания отстоялись. И когда вы после перерыва возобновите занятия, то сами увидите, какие успехи начнет делать ваш ребенок.
Помните, что успехи, достигнутые ребенком в какой-либо одной области знаний, способствуют развитию всех способностей в целом, и это поможет ему позже успешно овладевать и другими дисциплинами. Совершенно не нужно делать из ребенка чемпиона, виртуоза или гения (правда, в последнем случае не нам решать), но совершенно точно, что стимуляция в первые годы жизни компенсирует индивидуальные слабости натуры и развивает природные способности.

Судзуки (Сузуки, Suzuki), Синити (18.10.1898, - 26.1.1998). Японский скрипач,педагог, создатель новаторского метода обучения детей игре на скрипке. "Музыкальность - это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным - это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен".
Однако, доктор Сузуки всегда отмечал, что просто обучение музыке - не главная цель его работы. Это лишь путь, чтобы ребенок вырос достойным и благородным человеком, способным ценить красоту и гармонию.
Сузуки полагает, что музыкальное образование ребёнка должно начинаться сразу после его рождения в процессе повторяющихся игровых действий при одном и том же музыкальном сопровождении. В своих "Заметках по поводу метода воспитания таланта" он пишет: Если я буду давать новорожденному прослушивать такую классику, как "Брандербургский концерт" или "Серенаду" Чайковского, или квартет Бетховена, я выберу всего лишь одну фразу и дам её слушать ребёнку целый день. Приблизительно через пять месяцев ребёнок запомнит эту мелодию".
Сузуки полагал, что слушание должно войти в каждодневную привычку.
Дети не устают от слушания музыки, как это характерно для взрослых. Маленький ребёнок любит слушать знакомые звуки.
Сузуки никогда не говорил "плохо", а лишь "хорошо", "можно ли это сделать ещё лучше, попробуй ещё раз". Он поясняет, что должно существовать несколько уровней похвалы, и что лучше промолчать, чем покритиковать.

МАСАРУ ИБУКА 1908-1997гг. Японский инженер, один из основателей японской компании Sony, создатель первого японского магнитофона.
"Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека. Причины частично "общественные": мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодежи и я спрашиваю себя, насколько современное образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих молодых людей.
Есть и личная причина - мой собственный ребенок отставал в умственном развитии.
Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения.
Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что "нет отсталых детей - все зависит от метода обучения". Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод "Воспитание таланта" доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в свое время ничего сделать для собственного ребенка".
В настоящее время "Ассоциация раннего развития" дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал Масару Ибука в своей книге "После трёх уже поздно".
В то же самое время, вдохновителем Шинчи Сузуки в области педагогики явился Глен Доман, чьи идеи мы уже рассмотрели.
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка. Это призыв к родителям заниматься со своими детьми, не ждать, пока ребёнок пойдёт в садик и его там научат, а давать малышу как можно больше возможностей до садика.
Мacapy Ибука советует родителям прежде всего развивать детскую память, эстетический вкус, музыкальные способности, навыки художественного творчества, физическое состояние тела и интуицию. Все эти шесть направлений тесно связаны между собой и при должном усердии со стороны родителей способны дать ошеломляющие результаты даже у малышей с отклонениями в умственном развитии.
Автор книги видит основной целью раннего развития - "предотвратить появление несчастных детей".
Но некоторые утверждения автора кажутся спорными, например, о мозге новорожденного, который автор сравнивает с "чистым листом бумаги". Это утверждение было опровергнуто трудами многих ученых (начиная с немецкого философа Лейбница, который рассуждал о душе человека, которая не может быть "чистой доской").

Совершенно другой подход к идее раннего развития разработан итальянским врачом Марией Монтессори.

Мария Монтессори
(31.08.1870 - 1952. Италия)
1-ая женщина-врач в своей стране. Проходила практику в клинике для детей с ограниченными возможностями, что заставило её заняться психиатрией, психологией, педагогикой и антропологией.
В 1900 году в Риме она впервые создала для детей с ограниченными способностями специальную развивающую среду. А в 1907 году она открыла в Риме "Дом ребенка" для здоровых детей. Именно там был разработан тот метод, который сегодня носят школы - имя Марии Монтессори.
Доктор Мария Монтессори считала, что для того, чтобы решать многочисленные проблемы, стоящие перед людьми, государством, обществом, цивилизацией, необходим человек способный не только мыслить, но и чувствовать, переживать, действовать, человек, обладающий развитой интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферами.
По ее глубокому убеждению, ребёнок сам может выстроить свою личность, имея внутри план самопостроения. В правильно подготовленной среде дети учатся концентрироваться, радуются работе, имеют позитивный интерес ко всему окружающему.

Развивающая программа по методу Монтессори.

В основе обучения по методу Монтессори лежат индивидуальные уроки. Учитель-наставник показывает ребенку, что необходимо делать с разнообразным дидактическим материалом.
Этот развивающий Монтессори-материал служит вспомогательным средством для ребёнка. Ребёнок выбирает, использует, упражняется сам с этим материалом столько, сколько ему нужно. Учитель лишь показывает, как этим материалом пользоваться, то есть делает презентацию материала. Дидактические материалы, которые находятся в группе, пробуждают, "выманивают" и развивают заложенные в каждом ребёнке возможности. Этот материал как бы просит: "Возьми меня и поработай со мной".
Устное слово при этом играет только вспомогательную роль. После индивидуального урока ребенок сам продолжает работу.

Подобные уроки можно проводить и с группой детей. Все дети находятся в специально организованной подготовленной среде - "духовной экологии", как называла её Мария Монтессори. Дети "впитывают" знания из этой среды. Ребёнок развивается по собственному индивидуальному плану. Он является "строителем самого себя".
Девиз Монтессори педагогики - "Помоги мне сделать это самому!"
Мария Монтессори доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной периодизации.
До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания.
От трех до 6 лет ребенка можно назвать "строителем самого себя": он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.
А в следующий период (до 9 лет) он становится на позицию "исследователя окружающего мира".

В Монтессори - школе нет специальной программы. Каждый новый материал, которым овладел ребенок - это жест его продвижения вперед. "Пробудить в душе ребенка человека, дремлющего в нем" - основная цель новой педагогики.
В целом, около 90% учебного времени в детских садах по системе Монтессори занимает свободная самостоятельная работа с учебным материалом. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня Катя хочет поливать цветы, в другой день - подметать пол, в третий - рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими.
Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.
Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.

В России первая Монтессори-школа появилась в 1913г., но в 1926-ом году они была запрещены Наркомом просвещения, в следующий раз Монтессори-школа для маленьких детей открылась в России в 1991г.
Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Некоторые из них - например, детский сад N1775 в Ясенево и сад N1641 в Выхино - уже полностью перешли на эту методику.

Лариса Климанова, председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России, созданной в 1997 году и объединяющей сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Она полагает, что это направление Монтессори-педагогики будет востребовано, "поскольку многие мамы, находящиеся с ребенком дома, часто не знают, как помочь своему ребенку в развитии". Занятия платные: обучение мам с детьми два раза в неделю стоит $25 в месяц, обучение детей от 8 месяцев до трех лет без мам - $100 в месяц.
Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Обучение стоит 3.500 рублей, иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год.
К сожалению, пособия недешевы: по оценкам Ларисы Климановой, минимальный комплект для организации группы детского сада стоит около $2.000, а полный комплект омского производства - около $4.000.
В среднем воспитание по системе Монтессори стоит от 1.000 рублей в месяц и выше.

Можно выделить пять зон развития, которые малыш последовательно осваивает за время пребывания в группе.

1. Зона упражнений практической жизни, которая помогает ребенку заботиться о себе. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез.
2. В зоне сенсорного развития малыш развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память.
3. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил порядковый счет, научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления.
4. Зона языкового развития. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
5. Зона космического воспитания, где малыш узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.
У каждого материала в группе есть свое место, и, раскатывая коврик для работы и тем самым обретая свое личное пространство, ребенок знакомится с такими важными "взрослыми" понятиями как, например, категория пространства которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.
Каждый ребёнок в группе занят своей работой сидя на коврике или за небольшим, специально приспособленным, столиком. И никто - ни товарищи по группе, ни сам учитель - не вправе нарушить концентрацию малыша.
Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга.
Целям получения навыков социального общения служит также и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному.

А что же происходит с ребенком при достижении возраста, когда уже пора переходить в школу? Этот вопрос волнует многих родителей, чьи дети посещают садики Монтессори. Сможет ли ребенок адаптироваться в традиционной начальной школе.

Дети из групп Монтессори, как правило, без особого труда поступают в самые разные школы - ведь у них есть огромная внутренняя мотивация к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения и внутренней дисциплиной. Всеми этими качествами ребенок уже с рождения щедро одарен природой, а метод Монтессори призван только поддержать и закрепить их в процессе обучения.

Хазрат Инайят Хан, известный музыкант ХХ в.,большой интуит, в книге "Воспитание", рождённой на синтезе двух педагогических систем: восточной и западной, приводит множество практических советов по вопросу воспитания и развития младенца.
Эта книга вышла у нас в 1999 г. в сборнике под названием "Очищение ума", в издательстве "Сфера", г. Москва.
Здесь приведены некоторые наблюдения И. Хана (несколько перефразированные):
- Режутся зубки. Этот этап соответствует развитию ума. В этот период меняется выражение глаз. Ребёнок начинает замечать предметы и думать.
- Встаёт на ножки и начинает ходить. Это момент проявления силы. Зарождается энтузиазм, храбрость, сила, выносливость, терпение, настойчивость.
- Начинает говорить - формируется Дух, соединение разума с душой и телом, начало проявления личности.
Всё, что вы делаете с младенцем, не должно быть бесцельным, чтобы вся его жизнь не оказалась бесцельной. Так противопоказаны бессмысленные рифмы.
Когда ребёнок начинает ходить, то лучше, чтобы он ходил от цели до цели, скажем, от мамы до игрушки, но не от стены до стены.
Если в детстве родители позаботятся, чтобы воля младенца не была сломлена, то эта воля будет проявлять чудеса.
Три этапа духовной жизни младенца подобны трём инициациям:
- когда младенец садится,
- когда младенец встаёт на ножки,
- когда он делает первые шаги.
Эти этапы нельзя искусственно ускорять.
О яслях. Эволюционная пропасть между некоторыми детьми огромна Атмосфера одного младенца может быть губительна для другого. Кроме того, каждый из них уподобляется царю, лишённому своего царства. Через полгода дети привыкают к этой среде, но индивидуальность души и развитие личности притупляются.
Физическое воспитание надлежит давать с младенчества с помощью музыки (ритма).
Ругань взрослых оказывает плохое влияние на нервную систему младенца, оставляет на ней метку раздражения на всю жизнь.
Нервные центры очень чувствительны. Эти центры - центры интуиции. Позже, они помогут душе воспринять высшее знание. Повреждённые нервные центры притупляют способность расти и преуспевать в дальнейшей жизни.

ПЕРВЕЙШЕЕ ПРАВИЛО В ОБУЧЕНИИ МЛАДЕНЦА: ЕГО ДОЛЖЕН ОБУЧАТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК И ЭТО ДОЛЖНА БЫТЬ ЖЕНЩИНА.

Вальдорфская педагогика.
Имя основоположника вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер (1861-1925), немецкий философ, антропософ.
У этой методики много последователей, но гораздо больше оппонентов. В частности представители русской православной церкви резко высказывались по поводу этой системы образования, всвязи с причастностью Штайнера к антропософии.
Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о том, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, и, в то же время, детство должно быть детством, а не подготовкой ко взрослой жизни или к поступлению в школу, как это часто бывает сегодня.
В вальдорфской педагогике огромное внимание уделяют развитию эмоционального состояния ребёнка, его творческих способностей. Основные занятия - вышивание, керамика, музыка, театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам из натуральных природных материалов (дерева, шерсти, глины).
В то же время, педагоги категорически против раннего интеллектуального развития. Например, обучение ребенка чтению и письму, начинают не раньше десяти - двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир ребёнка. А это, согласно вальдорфской педагогике, происходит лишь после того, как у ребенка молочные зубы сменятся на коренные, что, конечно, очень поздно с точки зрения любой другой современной педагогической системы.
Вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. Школа формирует у детей мотивацию учиться. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. В ребенке сохраняется непосредственность, детскость, дети учатся без страха и, как правило, учатся с удовольствием и любят свою школу.
Не поощряется наличие в доме телевизора и компьютера. Всё это считается источником дополнительного стресса и ненужной информации. Упор лучше сделать на чтении книг родителями. Тут поле для развития фантазии гораздо шире. Образ героя приходится домысливать самому ребенку, + увеличивается время общения с родителями. Вы, наверное и так читаете, но предела тут нет.
В вальдорфских школах тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.
Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это помогает им самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями, и, потому, выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями.
На передний план выступают вопросы: человеческих взаимоотношений с учителем, общее самочувствие ребенка в школе, атмосфера в школе, т.е. вопросы психологического здоровья детей. Основой является принцип преемственности и личного воздействия педагога.
Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ними работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего.
Естественно, что, в таком случае, уровень подготовки педагогов должен отвечать очень высоким требованиям. От того, как учитель стоит на уроке, как он говорит, как он относится ко всему, что делает, зависит в дальнейшей жизни человека - сегодняшнего ученика - гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Так в состоянии ли вальдорфская школа обеспечить минимум соответствия требованиям государственных стандартов?
Практика показывает, что выпускники вальдорфской школы имеют меньше шансов для поступления в ВУЗ, т.к. вальдорфская школа не дает реальных знаний для этого.
Хотя, с другой стороны, имеются свидетельства, что выпускники вальдорфских школ успешно поступают в университеты и становятся преуспевающими специалистами. Они зарекомендовали себя, как активные, творческие личности. Будучи бесконечно добрыми и открытыми людьми, они тем не менее способны справляться с трудностями, которые преподносит им жизнь.
Социальные опросы показывают, что среди выпускников вальдорфских школ нет безработных даже в странах с высоким процентом безработицы. Значит, они лучше приспособлены к жизни. А вот это и есть основной предмет гордости Вальдорфской системы.
В Швеции, например, репутация вальдорфских школ очень высока и для выпускника школы достаточного диплома, выданного самой школой для поступления в университет.

Задача соответствовать требованиям гос. стандартов привносится в школу извне. Поэтому школы в этих условиях должны искать компромисс. Разные школы делают это по разному, в зависимости от установки конкретных учителей или администрации какой-либо школы.

В вальдорфских школах отсутствует селекция (отбор) и, потому, эта школа является доступной и для проблемных детей. Часто в вальдорфские школы приходят дети, которые по тем или иным причинам не справлялись с нагрузкой в государственной школе. Здесь они получают шанс. Опыт показывает, что такие дети к концу обучения очень часто выходят на весьма высокий уровень. В государственных школах, нацеленных на достижение, прежде всего, формальных результатов, это было бы невозможно.

Самая первая вальдорфская школа "Семейный лад", открылась в Москве в 1990 году, и возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина.
В Германии, например, в вальдорфских школах проводится курс "свободного христианского воспитания". Он является дополнительным и проводится по желанию родителей.
В условиях России, в связи с законодательно закрепленным принципом светскости образования, преподавания религии в вальдорфских школах не проводится.
В Москве известны по крайней мере четыре школы, одна из которых большая, хорошо оборудованная школа со стабильным финансовым положением школа N 1060 в Стремяном переулке, рядом с метро Серпуховская.
Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью.

Характерными особенностями вальдорфской школы специалисты считают:
- Обучение в школе начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет.
- В начальной школе классическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). Постепенно вводятся предметы из художественной среды. Обучение иностранному языку ведется с 1 класса так же, как и родному - с самых простых слов, стихов, песенок, игр.
- Определенным занятиям, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах уделяется большое внимание. Это искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. В идеале ремесло должно превратиться затем в свободное художественное творчество ребенка.
- Междисциплинарный подход, с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир.
- Учебников как таковых не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники, но только в дополнение к работе по основным урокам.

Характерные особенности вальдорфских детских садов.
- Группы в детском саду разновозрастные. Маленькие дети находятся под присмотром старших, которые учат их всему: одеваться, убирать за собой, рисовать, лепить и др. Воссоздается модель семьи с воспитательницей в роли мамы. Считается, что так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе.
- Дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организует общие занятия или читает детям вслух, малыш вправе отказаться от участия в общем деле.
- Оромное внимание уделяют творчеству и ручному труду: дети учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и ткацком станке и т.п.
- Огромную роль играют занятия изобразительным искусством. Это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся именно творить, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.
- В вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире.
- В вальдорфских детских садах игрушки особые: это самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок играет лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками.

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ "НА ВООРУЖЕНИЕ" из вальдорфской системы?
Это прекрасная система обучения рукоделию и ремеслам, развития эстетического восприятия мира. Можно сочетать посещение вальдорфской группы детского сада с занятиями по другим развивающим методикам. Кроме того, посещение подобных групп чрезвычайно полезно будет для детей с различными проблемами развития (задержка психического развития, нарушение речевого развития, умственная отсталость и т.д.) опять-таки, в этом случае необходимо сочетать посещение вальдорфского детского сада и специальной коррекционной работы.

В первые 3 года своей жизни ребенок учится говорить в непосредственном контакте, прежде всего, с матерью (няней) . После того как около 3 лет ребенок начинает говорить о себе "я", ребенка можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.
В дошкольном возрасте преобладает стремление к подражанию. Ребенок подражает не только видимым фактам, но и образу мыслей человека, который долго находится рядом с ним. Это становится составной частью его жизни и его поведения. Моральные качества, которые ребенок таким образом перенимает у окружающих, являются решающими в его будущей жизни.

В возрасте примерно 7-ми лет у ребенка появляются новые стремления. Ребенок нуждается в том, что Рудольф Штейнер называет словом "авторитет".
Не забудем о кризисе 3-х летнего возраста и "пике страхов" 5-6 летнего возраста.
Эмоциональный мир ребёнка формируется вплоть до подросткового периода. Согласно Штайнеру, это происходит к 14 годам. Всё это время ребёнок нуждается в понимании и поддержке лучше всего родителями, особенно - матерью.

Вальдорфские педагоги говорят, что от рождения до 7 лет мы строим свое физическое тело, от 7 до 14 - эфирное. С 14 до 21 года стремимся сформировать свое астральное тело. С завершением этих процессов появляется и сознание собственного "Я".

Ребенку необходима социальная среда.

Чтобы иметь желание творить, ребенок должен испытывать чувство свободы, радости, вдохновения. По началу не столько важен результат творения, сколько активное участие ребенка в процессе созидания. Сталкиваясь с трудностями в своей игре, ребенок развивает волю, желание достигнуть успеха, довести до конца свой замысел - и это ненавязчивый способ подготовки его к будущей жизни.
Дошкольник, воочию познающий процесс выращивания пшеницы и изготовления хлеба, прядения ниток и ткачества, обработки дерева и ухода за животными получит гораздо большее представление о мире, в котором он живет и его законах, чем тот, который просиживает за компьютером или обучается по изготовленным для него взрослыми формальным пособиям.
Речевые упражнения, например запоминание стихов, сопровождаются соответствующими тексту движениями, при этом текст легко запоминается, и речь ребенка подчиняется ритму естественных движений тела.

Естественным образом стимулируется развитие речи и развиваются музыкальные способности, слух и чувство ритма, поскольку в группе ежедневно воспитателем либо рассказываются (но не читаются) сказки либо разыгрываются в виде мини-театра сценки из этих сказок и много поют. Воспитатель, обычно, сопровождает пение игрой на ксилофоне, лире, флейте или народном инструменте, которые доступны детям и для самостоятельной свободной игры.

Для детей вальдорфской группы, даже самых маленьких, удивительно характерно чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ребенка надо постараться оградить от преждевременного вовлечения в негативные проявления жизни, такие как деньги, секс, власть. Он должен развиваться спокойно, творчески. Все истории о воронах, гномах и т.п. Все очень тепло и чисто, и никакой политической окраски.

Джон Дьюи (1859 - 1952). Американский философ и педагог
Дьюи считал, что ребенок в онтогенезе повторяет путь познания человечеством окружающего мира. Обучение должно проходить в форме преимущественно трудовой и игровой деятельности, в ходе исследовательской деятельности ребенка, изготовления им макетов, схем, постановки опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Педагог должен только создавать условия для такой исследовательской деятельности, а не обучать ребенка по готовой программе. Такой путь, по мысли Дьюи, естественен для детской психики и более продуктивен, чем традиционный. Концепция получила название инструментальной педагогики.
Собственно воспитательная идея Д.Дьюи заключалась в необходимости формирования у детей гражданской активности, заботы об общественном благе, стремлении к сотрудничеству и помощи другим людям.

Как поразительно быстро растет мозг и как стремительно этот рост прекращается, наглядно показывают следующие цифры:
9 месяцев - 35 см
30 месяцев (2,5 года) - на 15 см больше
252 месяца (21 год) - на 5 см больше

Физиологи считают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но и она уменьшается с возрастом".

Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только потом - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов - и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты. В последнем случае нельзя не учесть именно фактор принуждения.

(Отрывок из интервью, которое Рашель Коэн взяла у Жана-Пьера Шанжё, преподавателя Коллеж де Франс, заведующего лабораторией молекулярной неврологии Пастеровского института).
Ш.: Деятельность мозга имеет свои пределы: существуют барьеры на всех уровнях, на всех стадиях. На определенной стадии мозг способен воспринимать информацию, которая соответствует процессу чтения, но только на этой стадии и никак не на более ранней.
Ш.: Эта стадия - не переменная величина. Нужно всегда помещать себя в условия максимальной нагрузки. Вы, конечно, захотите мне сказать, интеллектуальная среда может оказаться недостаточно богатой по сравнению с биологической.
Ш.:...ребенку нужно только одно - чтобы ему давали то, что соответствует его развитию, а эту стадию надо очень точно определить. У каждого младенца своя индивидуальная степень зрелости, поэтому правильная система воспитания - та, при которой воспитатель постоянно следит за ним и в нужный момент подает требуемый сигнал, так что поступающая извне информация будет идеально соответствовать уровню психического развития ребенка.

Сесиль Лупан "Поверь в своё дитя". Часть 2, Глава 1:
Ребенку необходимо в течение большей части дня ощущать присутствие любящего его человека.

Глен Доман и вслед за ним - Сесиль Лупан:
Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

Необходимо удовлетворять любознательность малыша в тот момент, когда она у него проявляется. Ведь жажда открытий, присущая детскому мозгу в определенное время, совпадает с легкостью усвоения, которая затем исчезает.

психолог, педагог Анна Бояринцева.
Необходимо больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете - это залог успеха.

Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

Сесиль Лупан:
Сверхпрочные, сверхсложные, суперстимулирующие разноцветные пластмассовые игрушки развлекают малыша ровно три минуты. Коробка, в которую они упакованы, - четыре. Кастрюли в кухонном шкафу забавляют их более продолжительное время.
Но есть вещи, которые действительно живо интересуют малышей, например, ваш телефон, они прекрасно умеют менять изображение на маленьком экране с помощью пульта дистанционного управления и не устают повторять "Алло", то же самое с телевизором, компьютером и др. техникой.
Для понимания истории важно многое: кто был сначала и кто потом? Кто жил в одно и то же время? Когда произошло то или иное событие? Кто его подготовил и что ему предшествовало? Это цепь времени, это хронология.
хронология - одна из основных категорий, знание которой необходимо, чтобы стать мыслящим существом. Как мы можем знать, куда идем, когда не знаем, откуда пришли. Схема Домана не дает ответа на вопрос: как преподать ребенку историческую основу, столь же прочную и удобную, как таблица умножения, - структуру, в которую он уже сам сможет уложить любые данные и сведения.
За основу я взяла считалки и простые песенки: дети их обожают и готовы усваивать в любом количестве, если им их поют часто и весело. я и решила обучать своих детей истории Франции.
Наконец, чтобы все это было легче усвоить (как детям, так и родителям), я пою текст в ритме марша. При произнесении имени каждого короля беру высокую ноту. В конце каждого куплета идет припев: "Эх-эх, эх-эх, такой-то век!" (см. песенку в главе "История").

Я спрашиваю себя, почему же для раннего этапа ускоренного обучения младенца в качестве основных дисциплин выбрали именно географию и историю, отодвинув на задний план зоологию и ботанику, предметы, которые для малышей, безусловно, были бы гораздо интереснее. Вот тут я и наталкиваюсь на книгу Энгельмана "Как обеспечить максимальное интеллектуальное развитие вашего ребенка", вышедшую в Париже в 1967 году в серии "Ответы".
Автор подтвердил мои интуитивные предположения. Энгельман советует родителям побольше рассказывать своим малышам о динозаврах и планетах, развивать у них чувство времени и пространства: "Давным-давно, так давно, что и папа твой еще не родился, и бабушка еще не родилась и даже бабушка твоей бабушки еще не родилась, так вот тогда было..." или: "Если подняться в небо очень-преочень высоко, гораздо выше облаков, то...". Рассказывать ребенку о таких противоположностях, как динозавры и планеты, очень важно, это поможет ему ощутить, что мир не ограничен сегодняшним его состоянием и данной окружающей средой и что за пределами современного мира что-то существует и существовало всегда. Вот таким именно образом, основываясь на идеях Домана и Энгельмана, я разработала систему преподавания истории своим детям, успех которой подтверждает сама жизнь.
Я не делаю перерывов на 20 или 30 минут, как это рекомендует методика BBI, потому что дочка в этом не нуждается. Она переходит от одной отрасли знаний к другой с громадным энтузиазмом.

 

Ассоциация родительских комитетов России